Оглавление:
Активизация познавательной деятельности учащихся требует различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу. Так как материал затрагивал жизненные вопросы, то эмоции у учащихся были серьезными.
Данный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненном опыту и уровню знаний.
Благодаря мультимедийным технологиям учитель обогащал процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых.
По этой причине у школьников не возникало никаких вопросов, присутствовала заинтересованность.
Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру.
«Детская специальная психология».
С детьми 1-х классов был проведен диагностико-прогностический скрининг 2 раза в год: сентябрь, май.
По результатам скрининга видно, что проведенная работа с учащимися 1 класса дала неплохие результаты, но 4 учащихся все таки испытывают трудности в адаптации. Эти учащиеся стоят на внутришкольном психологическом контроле, работа с ними будет продолжена на следующий год.
Ребята с группы «Беда» перешли в разряд «Группа риска», а 5 детей перешли в «Стабильную середину».
Дети хорошо справились с заданием «Графический диктант», рисунок «Дом, дерево, человек». Для решения проблем в обучении учащихся 1 класса и для предотвращения проблем в познавательном развитии были проведены ряд групповых занятий с учащимися этого класса по программе
«Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса»
.
2015-2016 учебный год
Результаты анкетирования показали, что большая часть учеников испытывает тревогу и страх перед экзаменами, а свою подготовку к ним считает недостаточной.
Отрицательное отношение к ЕГЭ выявлено у 67% учащихся. По результатам исследований были проведены консультации с учителями-предметниками, классными руководителями. На педсовете сделано сообщение
«Тактика психологической поддержки выпускников на этапе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и во время тренировочных испытаний»
.
для дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.
Проблемы данной группы детей ГК: психологический дискомфорт на некоторых уроках (в среднем на 5 (36%) предметах из 14), отрицательные чувства в школе(неудовлетворенность собой, страх, беспокойство), дети испытывают страхпроверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей, школьная тревожность низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (психофизиологическая организация, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды), страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей), страх не соответствовать ожиданиям
Начало учебного года: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Адаптация 20% 45% 35% Внимание 42% 23% 35% Память 20% 45% 35% Мышление 52% 30% 18% Мотивация 45% 26% 29% Тревожность 23% 35% 42% Окончание года:2 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Адаптация 70% 14 % 6 % Внимание 56% 28% 16% Память 42% 50% 8% Мышление 65 % 18% 17 % Мотивация 80% 15% 5% Тревожность 5% 10% 85% На основе полученных в начале учебного года данных были выделены 2 группы первоклассников, которые нуждались в индивидуальном внимании психолога: первоклассники с недостаточным уровнем адаптации; первоклассники с частичной адаптацией Дети из первой группы обследовались индивидуально для выявления причины и факторов дезадаптации, проводилась необходимая коррекционная работа.
Из данной группы детей один ребенок в силу психофизических особенностей не адаптировался до конца года.
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению (автор Н.И.Гуткина): · «Волшебные очки» — данная методика позволяет увидеть развитие воображения и образного мышления; · «Кругозор» — показывает, как ребёнок ориентируется во временах года и их последовательности; · «Цветной домик» — показывает — произвольную регуляцию поведения, — работу по зрительно воспринимаемому образцу (сенсомоторное развитие), — внимание, — знание основного цветового спектра, — тонкую моторику руки, — доминирующую руку.
Существует детсткий вариант этого теста, специально адаптированный для детей 5—7-летнего возраста. Методика определяет реакции ребенка на стрессовые, фрустрирующие ситуации (т.
е. ситуации, вызывающие психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барьера). Тест «Маски» разработанная А.М.Щетининой.
Эта методика направлена на выявление общения ребенком со сверстниками, определение его статусного места в группе.Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением.Представление полученных результатов: УчастникИсследуемые показателиПримечанияСамооценкаСубтест «Лесенка»Чувства и эмоции Тест Розенцвейга Социальные навыки Тест «Маски»ДоПослеДоПослеДоПослеРуслан А.121212Артем Б.232323Ева Б.122312Екатерина Б.232323Наталия Б.121223Амирхан В.232323Полина В.121212Антон В.233323Максим В.232323Виталий В.232323Александр Г.232323Константин
В практике нашего экспертного учреждения среди предоставленных нам документов, «рожденных» гением психологической мысли, попадались такие названия, как: СПРАВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА; СПРАВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА; АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА; АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДОУ; СПРАВКА ОТ ПСИХОЛОГА; СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ; СПРАВКА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА; АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПСИХОЛОГА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ; СПРАВКА ПСИХОЛОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ; СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА и еще много чего, в общем, кто на что горазд.Первая – в психологии существует аналитическое направление. Справка в с таким названием, как “аналитическая”, может быть юридически истолкована как справка психоаналитика; Вторая причина, по которой аналитическая справка психолога – не совсем подходящее название, – это та, что в юридической психологии психоаналитические методы исследования
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению (автор Н.И.Гуткина): · «Волшебные очки» — данная методика позволяет увидеть развитие воображения и образного мышления; · «Кругозор» — показывает, как ребёнок ориентируется во временах года и их последовательности; · «Цветной домик» — показывает — произвольную регуляцию поведения, — работу по зрительно воспринимаемому образцу (сенсомоторное развитие), — внимание, — знание основного цветового спектра, — тонкую моторику руки, — доминирующую руку.
· «Жили-были» — позволяет увидеть, как у ребёнка развито воображение, образное мышление и обобщение; · «Сказка и игрушки» — определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. «Рисунок человека» (Гудинаф-Харрис) – определение уровня тревожности у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Выбери нужное
Методики «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?» (С.В.Левченко), методика «Направленности на отметку» (Е.П.Ильин, И.А.Курдюкова), методика «Классификация» – 5 класс.в).
Анкета готовности к ГИА И ЕГЭ учеников 9,11класс. г). Методика «Карта одаренности» А.де Хаана и Г. Кафа – 5-11 класс2).Индивидуально-типологические особенности: (проводились в связи с запросами или в период консультаций).3).Эмоционально-личностная сфера:а).
«Экспресс – методика на выявление тревожности в период адаптации»
, «Методика исследования самооценки «Дембо – Рубинштейн», «Ладошка настороения» — 5 класс.б).
«Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»
— 9, 11 класс.4).Мотивационно-волевая сфера:а). «Школьная мотивация» (А.Г.Лусканова) – 5 класс 5).Межличностные отношения и общения:а).
Социометрическая матрица (Дж. Морено) – 2 – 11 классы.б). Социометрический опрос «День рождения!» для первоклассников.6).
– проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями (студентами).
з) перед выходом на наблюдение нужно провести техническую подготовительную работу: – заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы); – точно знать, в какой форме будет вестись запись; – проверить наличие записывающих средств; – продумать ситуацию включения в наблюдение; – определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть то, что интересует; – согласовать график наблюдений с ходом реальной жизни наблюдаемых людей. Если в ходе наблюдения программа корректируется (например, добавлены или изменены объекты наблюдения или состав испытуемых), эти изменения фиксируются письменно в журнале исследователя или дневнике наблюдений. Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным видом и составленной программой.